Сатья и Митья

Суть упанишад

Упанишад всего 108, именно столько упанишад признают современные ортодоксальные учителя в Индуизме. Это число было оформлено в эпоху мудреца по имени Шанкарачарья, 8 век н.э. Именно Шанкарачарья определил это количество упанишад, и именно он из этих упанишад выделил 11 в головной канон и написал на них комментарии. На сегодняшний день именно комментарии Шанкарачарья являются самыми авторитетными.
Основная мысль упанишад сформулирована в махавакья. Махавакья - это четыре «великих изречения», и если перевести суть на русский язык, то это будет звучать так:
«Атман (наша истинная суть) тождественна Абсолюту, высшей реальности.»
Наш дух или Атман, ничем не отличается от Брахмана (Абсолюта). Брахман является не просто Творцом вселенной, за творение отвечают и другие силы тоже, но Брахман является источником этой видимой реальности, источником материального мира.
Что такое мокша?

Есть путь, который позволяет прийти к познанию того, что Атман это и есть Брахман, кроме всех целей, который имеет обычный человек в своей обычной жизни, есть еще одна цель - это мокша.
Мокша переводится с сканскрита, как «освобождение». Соответственно предполагается, что есть некоторая несвобода, есть некоторые оковы, кандалы, которые человеку нужно сбросить.
Обретение свободы, оно одновременно освобождает от страданий и колеса рождений и смертей. Она дает человеку вечность. Как прийти к мокше, упанишады ничего не рассказывают, они просто описывают нам два мира, которые называются Сатья и Митья.


Параллельные миры

Сатья - это мир истинной реальности, это тот самый Брахман, это тот самый Атман, который неизменен, он существует вечно. Он не был рожден и соответственно никогда не умирал. Он не подвержен никаким изменениям. И второй параллельный мир, который называется Митья или Майя - мир иллюзии. Это тот самый мир, в котором мы благополучно пребываем и считаем его реальностью.
Упанишады не описывают путь от мира иллюзий к реальному миру. Они лишь описывают два этих мира, утверждая, что пока мы будем находиться в колесе Сансары, в колесе рождения и смертей. Мы будем вынуждены испытывать не только удовольствия на санскрите они называются «сукха», но и определенную меру страданий - «дукха». И каждая из 108 упанишад рассказывает об этих двух параллельных мирах по своему описывая через свои образы, видения и через диалоги между учителем и учеником.
Как выйти из мира иллюзий и обрести мокшу?

Лишь учитель может показать тебе этот путь. Учителя невозможно выбрать, учитель сам находит тебя, когда ты готов постигнуть всю глубину знания. Этот момент готовности описывают, как тонущего человека, а учитель является и дает возможность совершить глоток воздуха. На самом деле для обретения мокши не нужно много времени, это происходит мгновенно, в долю секунды.

Благодарю, совего учителя Викторию Бхаскаран Наир за знания, полученные из самого источника и за вдохновение, которое побудило написать стихотворение.