Карма

Что такое карма?

Понятие карма является центральным понятием всей ведической философии. Дхарма и карма идут рука об руку. Слова карма знают даже те, кто ни разу не занимался йогой, и не был в Индии. Это слово можно употреблять весьма широко.
Карма – закон причинно-следственных связей. Слово карма происходит от санскритского корня "кар" или "кр" (в разных словарях разные версии) – означает "делать". В русском языке от этого корня слова кара. На санскрите кара – рука. Корень "кар" можно встретить в терминах ахамкара – наше эго, принцип индивидуализации, ахам – я делающий, т.е. тот, кто считает себя деятелем находится во власти ахамкары.



Закон причины и следствия

Закон причинно-следственных связей гласит о том, что все наши поступки, не только физические, но и наши слова и ментальные поступки, мысли они приведут к какому-то результату без исключения. На всех трех уровнях: на уровне ума (манаса), на уровне слов, речи (вачака) и на уровне физических поступков (кармана) мы совершаем какие-то действия. Подобно тому, как человек стоит на земле, бросает камень вверх, он знает, что камень непременно упадет вниз. Любые наши поступки, совершенные в любой момент времени осознанно или нет они приведут к своим результатам. И для того, чтобы получить этот результат должно пройти какое-то время. Некоторые мгновенно (например, нагрубили, вам сразу в ответ), но есть поступки, которые возвращаются в долгосрочной перспективе. Поступков мы совершаем огромное количество и не прекращаем их совершать, у нас накапливается огромный багаж кармы. Нам не хватает одной жизни, чтобы реализовать весь кармический потенциал, из-за этого происходит перевоплощение, нам приходится обретать другую жизнь, тело для того, чтобы отработать все те кармы, которые мы совершили когда-то. Отрабатывая предыдущую карму, мы накапливаем новую. Кажется, невозможно остановить этот процесс. Это колесо накопление и отработки кармы называется – колесо сансары, колесо рождений и смерти. Эта терминология пронизывает все упанишады, так же встречается в буддийских текстах. Что же нам делать с этой кармой и какая она бывает. Кармы бывает трех видов. Когда вы рождаетесь, с точки зрения ведической философии, вы являетесь носителем огромного багажа кармы, он называется санчита карма – переводится как мешок кармы, в которую складываются все ваши действия. Та карма, с которой вы рождаетесь называется прарабдха карма, она определяет ваше рождение (почему вы родились в этом месте, времени, семье). Агами карма – та, которую вы будете вновь накапливать. Агами значит то, что должно к вам прийти. Почему человек совершает карму, действия, потому, что у него есть возможность взаимодействовать с окружающим миром. Сначала мы вступаем во взаимодействие с пракрити (с материей) , мы что-то видим , слышим, у нас возникают желания из общения с окружающим миром. Эти желания можно назвать рага - страсть, привязанность ,желание и двеша – отвращение (какие-то вещи, люди нам кажутся не приятными, что-то не хотим делать). Рага и двеша являются спицами в колесе сансары.

Пунья-карма и Папа-карма


Неделание так же приводит к результатам как и делание, т.е. карма так же накапливается. Человек обречен на какие-то действия, так как является частью материального мира.
Когда-то человек чего-то хочет или не хочет, он совершает два типа действия: пунья-карма – чистые , хорошие действия, папа-карма – грех, действие не в рамках дхармы, а под влиянием своего желания. Пунья и папа карма – еще две спицы в колесе сансары.
Плохие поступки приводят к страданию – дукха. А результат хороших поступков – сукха – благодать, радость. Сукха и дукха еще пара спиц колеса сансары. Итого 6 пар спиц.
Колесо приводит к тому , что мы постоянно совершаем какие-то новые поступки. Чрезвычайно хорошие поступки , за них положена награда, и иногда эта награда не возможна на земле, и человек отправляется в райские миры и наслаждается вместе с божественными силами или отправляется в мир предков, где находятся души усопших родственников. Либо, если человек совершает страшно плохие поступки, то отправляется в адские миры и несет за них наказание.

Кто решает, куда отправить человека?

Притча о брамине, который собирался совершить ритуал жертвоприношения и попросил привезти к нему лучшего козла. Его ученики привели такого козла. Вдруг брамин видит, что козел то плачет то смеется человеческим голосом. Брамин его спросил, почему он и плачет и смеется. Козел ответил, что он уже 500 лет козел и его принесут в жертву, и он наконец освободиться и приобретет свой человеческий облик. Брамин говорит, а почему тогда ты не только смеешься, но еще и плачешь. И тогда козел ответил, что до того, как стал козлом, он был брамином и принес в жертву козла. После этого брамин не стал делать жертвоприношения и велел ученикам следить и ухаживать за козлом. Но козла привязали к дереву, в которое ударила молния , и козел таки умер. Что было дальше, история умалчивает. За какие поступки , что положено человеку- это не во власти человеку знать и предугадывать. Об этом Кришна говорит в Пхагавад-Гите , что пути кармы неисповедимы для человека. Но результаты кармы находятся в руках всевышнего, Брахмана, Ишвары. Бог – это закон, по которому в этом мире все функционирует.
Веды, упанишады говорят о том, что , если человек не соблюдает дхарму, то это как будто он трется о ствол дерева, это очень больно. Бог в данном случае, это не судья, это закон, который определяет, что с вами будет дальше, как вы будете отчитываться за свои поступки. Карма – намного сложнее , чем просто человеческий закон.
Если вы что-то сделали по незнанию, ответственность будет минимальной, но, если вы знали, что это плохо и сделали, то вы получите сполна. С кармой все очень непросто, так как вопрос хорошая и плохая карма что это? Дхарма человека – не причинять страдания и вреда другим, но как быть с воинами? Или если на вас напали? Если нужно кого-то убить для того, чтобы остановить беззаконие (адхарму), то это справедливо и законно. Но это касается не всех. Если брать систему варн, то брамин не имеет право брать оружие не при каких обстоятельствах, даже если на его дом напали и угрожает его и его семье. Но кшатрии (воины) должны защитить и себя и брамина.
Поэтому для того, чтобы определить хорошая или плохая карма, то надо понять, кто делает эти действия. Для этого важно определить свою дхарму.
Например, для йогов одна из обязательных ям – ахимса (ненасилие), т.е. в том числе вегетарианство (нельзя не только есть, но и готовить, участвовать в процессе приготовления) . Но если йогу преподает человек из общества, который не принимал саньясу, как ему быть с этим вопросом. Важно ответить на вопрос, кто я. Исходя из этого, решить какие поступки совершать, а какие нет.
Карма редко бывает однозначно плохая или хорошая (черная или белая).
Белая карма – это те действия , которые мы совершаем, когда идем духовным путем , входит частично молитва, полностью медитация и частично благотворительность.
Черная карма – причинение страданий существам, которые слабее.
Все остальные обычные повседневные поступки неоднородны, имеют разную гамму цветов.