Атман и Брахман

"Однажды меня назвали Брахманом, но тогда я не знала суть этого слова. Кто это? Возник внутри меня вопрос. Спустя пол года учитель философии йоги Виктория Бхаскаран Наир раскрыла для меня суть понятий Атман и Брахман."

Понятие Атмана и Брахмана

Атман и Брахман лежат за пределами слов. Это нематериальная категория, а слова - часть материального мира. Слов недостаточно для описания этих понятий.
В Ведах практически описана теория современной физики о Большом взрыве (Ригведа - гимн творения). Брахман, который в Ригведе называется “нечто”, “оно”, был единственностью, был одновременно невероятно большим и невероятно маленьким, сжатым, возможно, до микроскопической точки. В какой-то момент на это “нечто” находит желание, из которого возникает материальный мир.
С точки зрения Вед это “нечто” называют словом Браман - расширяющийся (от санскритского корня “брх” - расширяться). Брахман - это та сила, которая стоит за материальным миром, то есть видение мира с точки зрения Вед таково, что материя не может существовать сама по себе.
Многие современные ученые предполагают, что появление и развитие мира обусловлено набором случайностей (человек произошел от обезьяны - случайность, Большой взрыв - случайность). Ведическая традиция случайностей не любит и пытается увидеть во всем некую закономерность, причину. Причиной всего ведическая традиция видит наличие Духа.
Дух и материя

В философии есть фундаментальный вопрос о соотношении духа и материи. Что первично? По мнению идеалистов первичен Дух, по мнению материалистов - материя.
Материалистическая философия была менее популярна в мире последние 300 лет. До этого она присутствовала, в том числе и в Индии (локаята и чарвака - философские школы материалистического толка в Индии). Представители этих школ говорили, что жизнь - одна, что есть только видимая материя. Буквально: бери больше долгов, больше ешь, пей, веселись, так как после этой жизни ничего нет. Но представителей этих школ считали маргиналами. Большая часть людей не была материалистами, школы не были популярными.
С точки зрения Вед, особенно Упанишад, первичен Дух. Дух является источником материального мира и тем законом, по которому материальный мир существует.
Отождествления слов Брахман и Бог следует избегать, так как мы подразумеваем под словом Бог каждый свое. И сначала нужно договориться, кто такой Бог для всех нас, чтобы можно было спокойно оперировать этим словом.

Кто такой Брахман?

Русское слово Бог происходит от санскритского слова "бхага" - благодать. Отсюда же происходит слово Бхагаван - тот, кто владеет бхагой (богатством, знанием, властью) в абсолютной форме. Бхага бывает шести видов. И тот, кто обладает шестисложной бхагой, является Бхагаваном. Бхагават-гита - одно из произведений ведической культуры, которое считается шестой ведой
(гита = песнь) - песнь о Бхагаване, песнь о том, кто владеет и распоряжается всей Бхагой.
Бхагаван - одно из имен всевышнего. Когда мы говорим о Боге - Бхагаван, мы подразумеваем, что в этом мире нам лично ничего не принадлежит, нам просто дали на какое-то время то, что мы имеем, в том числе наше тело. Наши богатства, знания, власть - они не совсем наши. Мы не можем распоряжаться этим от и до, лишь какой-то промежуток времени. Владеет всем Бхагаван.
Брахмана можно назвать Абсолютом. Брахман не подвержен никаким изменениям, никогда не был рожден, никогда не умрет, существовал всегда. Нам трудно понять, что такое “всегда”, “вечность”. Наш ум ограничен, так как является частью материальной природы. И как часть материальной природы ум имеет начало и конец - у него очень ограничены возможности для познания бесконечного.
Используя тот скудный словарный запас, что у нас есть, мы можем описать Брахмана, как наделенного следующими характеристиками: вечность, неизменность, бессмертие, незагрязненность.
Брахман был, есть и будет вне зависимости от материи и ее существования. Материя возникла по его воле и по его же воле она может закончиться (схлопнуться). Тогда останется один чистый Дух.

Кто такой Атман?

У каждого человека, воплощенного в теле, есть нечто, что мы называем “наше истинное Я” - Атман. Атман переводится как “сам”, “самость”. Под словом Атман может подразумеваться и душа и человек, но в философских учениях, в Упанишадах, Атман - это наш индивидуальный Дух.
Самое центральное изречение Упанишад заключается в том, что Атман равен Брахману. Атман - не отражение Брахмана, не кусочек, не искорка. Атман = Брахман. Атман - это Брахман целиком.
Почему же Атманов становится все больше и больше (людей в мире)? Есть такой образ у комментаторов Упанишад. На поляне стоят горшки, глиняные, пустые, разной формы, размера, цвета, высоты. Какие-то красивые, расписные, какие-то попроще, какие-то с отколотыми частями. Но они все горшки. Что происходит в тот момент, когда горшок разбивается? В этот момент содержимое горшка соединяется с тем воздухом, который находится снаружи. Этот образ - описание мокши - конечной цели человеческого существования.